Оформление ДТП по европротоколу

Европротокол в Украине: преимущества и недостатки

В контексте создания новой патрульной службы замминистра  Сергей Яровой проагитировал активнее использовать европротоколы при оформлении дорожно-транспортных происшествий.

Европротокол в Украине: преимущества и недостатки

В контексте создания новой патрульной службы замминистра  Сергей Яровой проагитировал активнее использовать европротоколы при оформлении дорожно-транспортных происшествий.

Такая практика позволит освободить наряды от необходимости оформления ДТП, в которых не пострадали люди, поэтому правоохранители больше внимания уделят правопорядку.

Теперь же, как свидетельствует статистика, в Украине еврорапорт почти не работает: воспользоваться им могли участники более половины аварий без пострадавших, однако по состоянию на 2014 год лишь 7 % таких случаев было оформлено с помощью упрощенного механизма.

Почему отечественные водители не спешат применять европротокол – мы и попытались выяснить.

Экономия времени и избежание ответственности

Если сумма причиненного машинам ущерба составляет не более 25 тыс. грн, то водители могут оформить европротокол. Для этого участникам ДТП нужно заполнить на месте происшествия специальный бланк унифицированного образца и  обратиться к страховщику. Указанный документ становится основанием для возмещения убытков потерпевшей стороне.

Если же хоть одно из условий не выполнено, то необходимо вызвать сотрудников милиции. Это нужно делать и тогда, когда потерпевшая сторона стремится возместить убытки за повреждения, нанесенные не только транспортному средству, но и любому другому имуществу – например, компьютерной технике, багажа, одежды и тому подобное.

Оформление еврорапорта имеет ряд неоспоримых преимуществ. В частности, участникам ДТП не нужно ждать приезда представителей милиции: водители могут оставить место происшествия сразу после совместного составления и подписания протокола.

Это дает возможность сэкономить время и правоохранителей, и тех граждан, которые попали в аварию, и других участников дорожного движения, ведь они не будут вынуждены стоять в пробках, которые часто возникают в местах оформления происшествий в крупных городах.

Также в случае использования европротокола водителям не надо информировать Госавтоинспекцию о ДТП, а ее виновник освобождается от адмиответственности, за совершение аварии, следовательно, избежит уплаты штрафа. Кроме того, пострадавшему водителю не нужно ждать решения суда для страхового возмещения.

Как не допустить ошибок

Однако, несмотря на существенные преимущества европротокола, большинство участников ДТП с незначительными последствиями все же не используют такую возможность и вызывают на место происшествия сотрудников милиции. Как отмечают специалисты дорожного движения, это происходит по нескольким причинам.

Прежде всего, украинские водители фактически не имеют опыта оформления таких документов, поэтому боятся, что заполнят бланк неправильно.

«Действительно, довольно часто участникам ДТП отказывают в выплате, когда в европротоколе неправильно или неаккуратно воспроизведена схема происшествия, в частности неправильно указано расположение автомобилей в момент столкновения, или когда на бланке имеющиеся исправления, – рассказывает Артем Ягодинець. – Как свидетельствует статистика, отказы по еврорапортам происходят чаще, чем при оформлении документов работниками Госавтоинспекции.

Однако это не означает, что пользоваться такими протоколами не стоит: чтобы не допустить ошибок, водителям необходимо лишь четко соблюдать инструкции по заполнению, не делать исправлений, а в случае возникновения сомнений или вопросов – сразу же, с места ДТП, звонить в страховую компанию».

Также водителям рекомендуют обязательно осуществлять фотофиксацию обстоятельств происшествия, а схему расположения автомобилей сначала воссоздать на листе бумаги, а только потом – «переносить» на бланк, ведь именно она чаще всего становится «камнем преткновения» для участников аварии.

Необходимость обучения водителей основным правилам заполнения бланков єврорапортів обсуждали и на недавнем совещании в Департаменте ГАИ с участием руководителя подразделения Анатолия Сиренко и представителей страховых компаний.

По итогам встречи было предложено предоставлять необходимые разъяснения относительно оформления сообщений о ДТП будущим водителям еще в автошколах. Кроме того, ГАИ будет проводить «тренинги» и профилактические беседы по этому вопросу с участниками дорожного движения.

Еще одной из распространенных причин отказов от европротоколов эксперты называют ограничения суммы возмещения 25 тыс. гривен. «Если еще год назад этих средств было вполне достаточно, чтобы осуществить ряд ремонтных работ, то сейчас ее может не хватить на устранения тех же повреждений, – рассуждает Артем Ягодинець. – При инфляции цены на ремонт постоянно повышаются, что не позволяет адекватно оценить на месте размер нанесенного ущерба».

На очереди – институт аварийных комиссаров

Страховщики отмечают: в отечественных СМИ сейчас сформировано мнение о том, что именно из-за них европротокол в Украине не работает.

Мол, компании придираются к любой мелочи в оформлении бланка, чтобы отказать в выплате компенсации. Но зато мало кто говорит о распространенных случаях мошенничества водителей в отношении страховых фирм.

Когда, к примеру, водитель сам задел определенный объект – столб, дерево, ограждение, но не хочет за свой счет ремонтировать автомобиль. Чтобы составить еврорапорт, он вовлекает в приключения еще кого-то (ведь Сообщение о ДТП можно оформлять только при наличии двух или более участников) и подает документы в страховую. Обнаружить такой обман непросто, но возможно.

«Если факт мошенничества будет доказан, то водитель не только должен будет вернуть выплаченные средства, но и может понести наказание, предусмотренное за такие действия Уголовным кодексом Украины», – отметил Александр Лымарь.

Конечно, совершать мошеннические действия или вести себя недобросовестно могут и относительно друг друга водители транспортных средств, оформившие европротокол. Например, на следующий день после аварии ее виновник может начать отрицать указанный в бланке ход событий, ссылаясь на то, что он был в состоянии стресса или шока, или вообще получил травму, которую сразу не обнаружил.

Специалист считает, что для устранения имеющихся недостатков, связанных с упрощенной процедурой оформления ДТП, практика применения европротоколов должно вскоре «перерасти» в институт аварийных комиссаров.

«В ряде европейских стран на места аварий, в которых не потерпели повреждений или не погибли люди, а лишь нанесен материальный ущерб транспортным средствам, выезжают не полицейские, а исключительно аварийные комиссары, представляющие интересы страховых компаний, – объясняет Владимир Караваев. – Они имеют специальную подготовку, способны оценить обстоятельства ДТП, определить ее виновника.

Думаю, что такая практика является приемлемой и для Украины – чтобы работники милиции вообще не выезжали на оформление тех приключений, где нет пострадавших людей, а речь идет только о материальном ущербе, то есть действует отрасль Гражданского права.

Сейчас мы уже работаем над разработкой соответствующего законопроекта, однако предполагаем, что встретим сопротивление страховых компаний. Ведь создание института аварийных комиссаров потребует определенных затрат именно с их стороны: страховщики должны будут обучать, содержать штат таких работников».

На нынешнем этапе правозащитник считает основной причиной низкого уровня использования водителями европротоколов отсутствие разъяснительной работы – как преимуществ, так и относительно основных правил их оформления.

Людмила МОРЕНКО по материалам сайта http://evo-rus.ru/auto-news/gonochnye-sorevnovaniya-obedinyayushhie-dtm-i-supergt-projdut-v-2017-godu.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *