КАЛИНИНГРАД НЕДАВНО ПОСЕТИЛ ПЕРВЫЙ ФРАНЦУЗ,-
А ГРАЖДАНЕ ГЕРМАНИИ ХЛЫНУЛИ СЮДА ПОТОКОМ. С ЗАПАДНОГО ФОРПОСТА РОССИИ СНЯТА ЗАВЕСА СЕКРЕТНОСТИ.
КОРР. Виктор Павлович, можно слышать, что ваша область отныне распахнута настежь для иностранного капитала. Значит, жить предстоит, а практически уже приходится, по иным меркам.
Как в такой непростой, скоростной, прямо скажем, период обстоит дело с исполнением и, возможно, корректировкой действующих и отработкой новых правовых норм. Словом, что день грядущий вам готовит?
В. ШУШАКОВ. Начало процессу «открытых дверей» положено Постановлением Верховного Совета РСФСР, объявившим Калининградскую область зоной свободного предпринимательства. За год с небольшим после выхода этого документа подготовлена Концепция свободной экономической зоны (СЭЗ).
Обсуждали ее проект и работники правоохранительных органов. Немало положений Концепции непосредственно касается функций милиции, ее деятельности по обеспечению правопорядка. Но далеко не всегда и во всем эти положения в полной мере отвечают требованиям существующего законодательства.
КОРР. В чем же суть свободной экономической зоны с позиции ее правовой оценки?
В. ШУШАКОВ. СЭЗ — определенная административно-хозяйственная единица территории РСФСР и СССР. Здесь наряду с общесоюзной и республиканской системами налогов и тарифов действует особый экономический кредитно-финансовый, таможенный и правовой механизмы.
Зарождение СЭЗ вызвано перестройкой в стране. Наша область близко расположена к ведущим европейским государствам, обладает незамерзающим портом, имеются неплохие возможности для развития курортной и туристической базы.
Область располагает производственными и научными мощностями — рыбная промышленность, машиностроение, электроника. К тому же ряд предприятий накопили некоторый опыт внешнеэкономической деятельности.
Так вот, несмотря на потенциальные возможности, социальные и экономические условия ухудшаются день ото дня. Даже рыба как-то пропала в магазинах. Уж не говорю о долгостроях, незавершенках, спаде производства. Потому и обратили власти взор на берега по ту сторону Балтийского моря.
КОРР. Весомые аргументы в пользу свободной экономической зоны. Но как же на общем фоне выглядят элементы Концепции, которые вызывают повышенный интерес милиции?
Б. ШУШАКОВ. Ееда в том, что они отошли в тень, растворились в массе проблем. Например, читаем: «В целях борьбы за улучшение криминогенной ситуации в области необходимо осуществить регулирование процесса миграции населения на территорию СЭЗ. На начальном этапе формирования зоны это можно осуществить при помощи сохранения системы прописки и выписки и получения въездных виз в Калининградскую область. В перспективе этот процесс должен регулироваться наличием рынка жилья и уровнем оплаты труда». И это практически все на десятки страниц текста Концепции.
Ее разработчики как бы не видят того, что беспокоит нас. Люди, которые двинутся в область с недобрыми целями, и не подумают обращаться в паспортный стол. А уж оформить фиктивный брак ради прописки давно известный определенному кругу лиц прием.
Принятая недавно Декларация прав и свобод человека пока не является «живым» документом, так как законы действуют прежние.
Или, скажем, такой принципиальный вопрос, нормативное регулирования приобретения имущественных прав.
По нашему мнению, оно выражено в документе нечетко, из-за чего возникнут недоразумения, злоупотребления. На иностранные капиталовложения, следуя параграфу Концепции, приобрести землю и недвижимость в нашей области невозможно.
Тогда, спрашивается, какой смысл тому же немецкому бизнесмену связываться с СЭЗ. А никакого. Зато через подставных лиц нетрудно скупить за валюту землю и недвижимость. Владельцы личной собственности тоже предпочтут конвертируемую валюту при разрешении своих имущественных проблем. Сделки будут совершаться «за спиной» Концепции.
КОРР. И в область, резонно предположить, станут проникать любители погреть руки в обход закона,
В. ШУШАКОВ. Да они уже зондируют почву. Поступает информация, что все активнее попытки отмывания денежных средств, добытых сомнительным путем, скупка и вывоз дефицита, валюты, пушнины, янтаря, товаров, ввозимых из-за рубежа. То есть от нас уплывает многое, чем богата область.
Раскрывать же такие преступления крайне сложно. Чаще всего их совершают приезжие из регионов с нестабильной политической и криминогенной обстановкой. Контакты же с коллегами из Закавказья, Средней Азии у нас, по сути дела, прерваны.
Недавно мы пресекли попытку скупки чеков Внешторгбанка. Залетные дельцы успели провернуть свои операции по два-три раза, прежде чем до нас дошла об этом информация. На все запросы с юга ответа не получили. Так что факт купли-продажи, и не докажешь.
Отечественные предприниматели теневеки стремятся занять позиции и в экономике, правда, пока, в малой. Скупают помещения, мелкие предприятия, мастерские. Словом, вносят свой посильный вклад в приватизацию.
Но под этой «крышей» содержатся пункты по отмыванию денег. На побережье стали сооружаться всевозможные пансионаты, виллы. И для благотворительных целей, и для отдыха иностранцев. Кто ж возражает против благих намерений. Но мы то знаем, кто вокруг некоторых из них уже крутится.
КОРР. Но ведь можно установить контроль за любой формой деятельности, отладить регулирующий механизм. Как это делается во всем мире. Не до «законного» же разбоя докатиться.
В. ШУШАКОВ. Об этом механизме мы и толкуем. Однако отсутствие в таких делах опыта работы контрольных структур власти, нечеткость в современном нормотворчестве повлекут за собой рост скрываемых рядом владельцев ассоциаций, предприятий и кооперативов доходов. Но как аукнется, так и откликнется. Тут же, не ошибусь, появятся, как из-под земли, вымогатели, уж у них-то чутье что надо.
Органы внутренних дел области уже столкнулись с «первыми ласточками» при ликвидации так называемого кооператива «АВС». Организовал его под шумок рецидивист и подручных подобрал себе подобных.
На улице они зазывали прохожих отведать ароматного шашлыка, а под официальной «крышей» развернула кипучую деятельность группировка для встречи, обустройства и первоначальной материальной поддержки освободившихся из ИТУ.
Несколько месяцев назад обезвредили межрегиональную группу, 8 которую объединились семь человек из Пскова, Ужгорода и Калининграда. Применив против сторожа газовый пистолет, они напали на малое предприятие по выращиванию норок и производству меховых изделий.
Вынесли со склада 1300 выделанных шкурок, несколько шуб, шапок на сумму 740 тысяч рублей. Реализовывали по всему Союзу, готовили партию к вывозу за кордон для выручки валютных средств.
Один из налетчиков успел устроиться на судно и уйти в море. Наши сотрудники отправились для задержания следом аж к тропическим островам.
Как видим, определенная категория преступного мира, почуяв легкую добычу, уже слетается…
КОРР. Виктор Павлович, известно, где дармовые деньги, там и наркотики. Каков прогноз на развитие наркобизнеса в свободной экономической зоне?
В. ШУШАКОВ. Без преувеличения, ожидаем резкий рост. Уже сегодня, на первых шагах СЭЗ, сбытчики наркотиков ищут клиентуру с твердым дензнаком.
Наши оперативные службы обоснованно считают — как только пойдет в ход свободно конвертируемая валюта, область заполнится наркотиком со всей страны.
Скажу более того. Где наркотики, там и оружие. Значит, жди арсенал импортного изготовления. И станет наш регион не только перевалочным пунктом этих веществ и предметов, но и потребителем.
КОРР. Опасения калининградской милиции серьезные. Хоть отголоски их можно обнаружить в Концепции? Назовите для убедительности один конкретный пункт документа.
В. ШУШАКОВ. Например, предусмотрено, что на территории области советские и иностранные юридические лица и граждане будут создавать предприятия, филиалы и представительства и вести в любых сферах, формах хозяйственную деятельность, за исключением запрещенных действующим в РСФСР законодательством.
Разрешается создание предприятий с иностранными инвестициями в банковской и страховой сферах, а также предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам. Все предприятия и организации СЭЗ имеют право на внешнеэкономическую деятельность.
Широкий простор, слов нет, перспективны замыслы развития свободной экономической зоны. Вопрос лишь в одном: как все это переложится на нашу грешную землю?
КОРР. Для привлечения иностранного капитала возникнут совместные предприятия, акционерные компании, коммерческие банки. Впрочем, уже возникают. Например, недавно созданное совместное советско-финское предприятие «Рыбопромысловые автоматизированные системы».
Естественно, потребуется квалифицированная рабочая сила, причем такая, с какой привыкли иметь дело на Западе. И хотя рабочих рук в области достаточно, можно предвидеть, что многие местные специалисты просто-напросто не выдержат экзамен на профессиональную зрелость.
Они окажутся за бортом, на их места придут «достойные» заграничные кадры. Чем же, по-вашему, займутся наши безработные?
В. ШУШАКОВ. Догадаться нетрудно. Безработица, правда, планируется, но, думаю, возникнет и внеплановая. Праздный народ пополнит ряды преступных формирований. Особенно неустойчивы неквалифицированная молодежь и ранее судимые.
Между прочим, и тут мы имеем «опыт». Жизнь приморская, россказни о моряцкой вольнице влекут сюда сотни молодых людей. Однако многие из них не выдерживают больше одного рейса плавания.
И оседают «романтики» в городе, в родные места не спешат. А жить-то на что-то надо. Так и попадаются они в сети преступного мира. Грабят квартиры с богатым заморским добром, занимаются вымогательством, скапливаются в притонах.
Когда же появятся гости «оттуда», да на свободно конвертируемую валюту экономика перейдет, по улицам будут бродить обозленные безработные России, а не Запада, которые пополнят следственные изоляторы.
КОРР. Что же делать, новая жизнь не за горами?
В. ШУШАКОВ. Закрыть на законных основаниях область изнутри. «Свободно продуваемая», она никогда не накопит ресурсов. Зато криминогенная обстановка накалится докрасна в считанные месяцы, и поди потом загаси пожар.
КОРР. Но ведь нельзя закрыть «окно в Европу». Не случайно Концепция СЭЗ предусматривает установить упрощенный порядок въезда-выезда и пребывания иностранных граждан. В общем-то без такого шага не обойтись.
В. ШУШАКОВ. Заметно облегчится проникновение в область организованных преступных формирований из других стран. Прежде всего специализирующихся на игорном бизнесе, контрабанде, сбыте наркотиков, оружия, краденых автомобилей.
Уже сейчас, после появления первых иностранцев пошла гулять по городу порнография, как мухи на мед слетаются к гостиницам проститутки.
Вполне можно допустить въезд через область в СССР террористических групп, экстремистов. И для активных действий, и для «отдыха», укрытия от преследования, подготовки новых акций.
КОРР. Но уж тут-то опыта у калининградской милиции нет. Как же Вы можете предсказывать?
В. ШУШАКОВ. Зарубежного и вправду букет, хотя практику некоторых стран изучали. Зато своего, отечественного, уже 8 избытке. Когда стало горячо в Баку и Нагорном Карабахе и там было введено чрезвычайное положение, сюда для пережидания кинулись далеко не мирные жители.
Один армянский боевик совершил нападение на таксиста. При задержании, на квартире, где он скрывался, сотрудники милиции изъяли оружие, похищенное при налете на райотдел внутренних дел Еревана,
КОРР. И все-таки одна из задач Концепции провозглашает «повышение культурного и материального уровня населения области»…
В. ШУШАКОВ. Да. Наша обязанность предостеречь и принять меры для локализации возможных негативных последствий. Так, считаем, что извращения морали, формы и методы преступной деятельности, характерные для свободного предпринимательства, могут в области быстро дать обильные всходы.
Поэтому с настойчивым внедрением Концепции надо не уходить от проблем укрепления правопорядка, брать ситуацию в руки, не допуская роста ее криминогенности.
КОРР. Создается впечатление досконального изучения Концепции СЭЗ в управлении внутренних дел, причем с явным акцентом на возможные криминогенные осложнения. Что ж, будем думать — милиция занимается своим делом. Но какие ваши предложения?
В. ШУШАКОВ. Так, неплохо бы подтянуться до уровня развития коллег из стран — будущих партнеров по свободной экономической зоне. В первую очередь, в нормативном регулировании экономических процессов, далее численности, выучке и техническом оснащении личного состава, его социальном и материальном обеспечении…
КОРР. Простите, Виктор Павлович, что перебиваю… На память пришел случай, рассказанный мне в Гвардейске. Там немецкий турист очень заинтересовался старинным строением, начал его фотографировать.
Потом посмотрел на противоположную сторону улицы и замер. У здания ГОВД он увидел видавший виды мотоцикл «Урал». Поинтересовался: «Это милиционера?»
Ему ответили: «Да». Турист сфотографировал мотоцикл и сказал: «Приеду домой, пришлю вашей милиции автомашину». Это к слову о технической вооруженности.
В. ШУШАКОВ. Увы, но такова действительность.
Внесли предложения в администрацию области. Ждем.
Обратились также в МВД РСФСР. Думается, самое время создать на базе Калининградского филиала Московской высшей школы милиции учебный курс с ориентацией на предстоящую работу в условиях свободной экономической зоны.
Так как остро ощущается необходимость создания квалифицированного подразделения по борьбе с преступлениями против иностранцев, пресечению незаконных сделок с янтарем, антиквариатом.
Надеемся, придет час решения милицейских проблем.
«Создание Калининградской СЭЗ, — говорится в Концепции, — означает предоставление областному Совету народных депутатов расширенных полномочий по стабилизации экономики в регионе и ускоренному переходу к рыночным отношениям, привлечение иностранного капитала, мобилизации внутренних и внешних ресурсов для глубокой и всесторонней реконструкции социальной и экономической сфер…»
Хорошие цели, назревшие решения по преодолению кризиса, в который втягивается область. И в сфере правопорядка, несомненно. Милиции предстоит выполнить свои задачи.
Беседу вел подполковник милиции В. ТАРАНЧЕНКОВ, наш спец. корр.