Мои года – мое богатство

Мои года – мое богатство

 

Так с уверенностью о своей жизни может сказать жительница Чугуева Александра Васильевна Бышенкова

 

Жизнь одна. Жизнь имеет свое начало и свой конец. И после окончания никто не даст ни минуты больше. Это не черновик. Это не пробная версия. Ее нельзя удлинить, попробовать еще раз или на время остановить. Она пройдет, хочешь ты этого или нет…

Мои года – мое богатство

 

Так с уверенностью о своей жизни может сказать жительница Чугуева Александра Васильевна Бышенкова

 

Жизнь одна. Жизнь имеет свое начало и свой конец. И после окончания никто не даст ни минуты больше. Это не черновик. Это не пробная версия. Ее нельзя удлинить, попробовать еще раз или на время остановить. Она пройдет, хочешь ты этого или нет…

 

Каждый из нас наверняка задавался вопросом: «Зачем я живу? Зачем мне дана жизнь?» И каждый отвечал на него по-своему. Вероятно, в этом заключается глубинный смысл разумного человеческого существования в огромной Вселенной.

 

На мой взгляд, жизнь дается для того, чтобы выполнить в мире все, что назначено исполнить человеку. Построить дом, посадить дерево и вырастить сына – вот необходимый минимум человеческих свершений. Мудрость этого высказывания заключается в том, что каждое из перечисленных дел как бы продолжает человека, проецирует его деятельность в будущее. Действительно, дом станет следом человека на земле: в нем будут слышаться смех, звучать песни, отмечаться праздники. Дерево станет свидетельством жизни человека: дерево подарит прохладу в знойный день, будет поддерживать мир и порядок, охранять покой. А сын (или дочь) станет родоначальником множества людей будущего, умеющих ценить и оберегать свою родину, трудиться на ее благо.

 

Серебряные пруды – залог чистой любви

 

На днях мне посчастливилось побывать в гостях у жительницы Чугуева Александры Васильевны Бышенковой, которая совсем недавно отпраздновала свой 90-летний юбилей и о которой можно с уверенностью сказать, что ее женская доля была наполнена глубочайшим смыслом.

 

Родом Александра Васильевна Бышенкова из Калининской области. Она родилась 13 мая 1922 года, но дату рождения никогда не считала несчастливой – наоборот, она благодарна судьбе за  день и час своего рождения, подарившие ей настоящее женское счастье. Немногим позже семья, в которой, помимо Александры, воспитывались брат Николай и сестра Мария, переехала в Серебряные пруды Московской области, где героиня моего рассказа и закончила семилетку. Глава семейства был простым слесарем-механиком в совхозе, мама занималась домашним хозяйством и активно участвовала в общественной жизни поселка, художественной самодеятельности. Такой же активисткой, непоседливой и энергичной, как мама, выросла и Александра.

 

 

Закончив курсы счетных работников, она работала в бухгалтерии родного совхоза. Именно здесь, в Серебряных прудах, встретила 17-летняя девушка свою любовь и судьбу – Василия Ивановича Бышенкова, с которым шесть десятилетий рука об руку они прошагали по жизни, сохраняя самые нежные и теплые чувства друг к другу. А может быть, это сами Серебряные пруды (не правда ли какое замечательное название места для возникновения чистых и искренних отношений?) благословили на счастливый жизненный путь молодую чету Бышенковых в далеком 1939 году?!

 

 

В 1940 году Василия Бышенкова, как имевшего солидный опыт работы в комсомоле, после прохождения специальных курсов направляют политруком в береговой радиоотряд на Черноморский флот в Очаков, а затем – Севастополь. Вслед за ним на постоянное место жительства в Севастополь приезжает и жена Александра. Впереди – планов громадье: получить образование, найти достойную работу, родить детей…

 

Зарево войны

 

– Дом на хуторе Лукомский, где мы жили, располагался в 16 км от моря, и окна нашей комнаты выходили в его сторону. Как сейчас помню, в то раннее утро все небо со стороны моря над Севастополем превратилось в яркое красное зарево. Муж предположил, что это мог взорваться пороховой склад. Но спустя несколько минут сработал «тревожный» звонок – и все наши мужчины умчались в штаб. Мы, жены военнослужащих, тоже недолго оставались в неведении: прибывший политрук части сообщил о вторжении фашистов на нашу землю и немецкой бомбежке. Так заревом от взрывов вражеских мин в акватории Севастопольского порта для меня началась война, – вновь с тревожными нотками в голосе переживает те страшные события моя собеседница.

 

Причитать и горевать женщинам почти не пришлось – их сразу же мобилизовали на строительство бомбоубежищ. С утра до ночи трудилась Александра на тяжелых работах, немели руки и ноги от усталости, от недосыпания слипались глаза. Одной отрадой были весточки от любимого, что с ним все в порядке, что он жив, здоров и бьет немцев.

 

– Когда начались ожесточенные бои за Севастополь, нас эвакуировали в станицу Бузиновскую Краснодарского края, где мы работали в колхозе за трудодни на уборке урожая. Затем – снова эвакуация, на этот раз в поселок Макопсе, в котором располагались советские эвакогоспитали. Я несколько месяцев проработала в одном из таких госпиталей. Ежедневно приходили полные составы раненых бойцов, многим из них так и не удавалось помочь. Медперсонал не знал ни дня, ни ночи:  молодые девчонки бесконечно перевязывали раненых, стирали, сушили и гладили бинты.

 

Кроме всего этого, мне было поручено вести личные дела солдат. Невыносимо трудным было время, когда нам пришлось сворачивать госпиталь, так как немец упорно двигался на Кавказ. Под постоянной бомбежкой по извилистым горным тропам мы спускали носилки с ранеными к железной дороге, которая находилась в низине, для их отправки в тыл, – вспоминает участница тех военных событий.

 

Не верьте, что чудес не бывает!

 

– Говорят: чудес не бывает. Нет, все-таки бывают в жизни чудеса, если ты этого очень сильно хочешь! – продолжает свой рассказ Александра Васильевна. – Работая в госпитале Макопсе, я получила весточку, что подразделение, в котором служил мой Василий, должно было прибыть в Новороссийск. И меня уже было не остановить: ради нескольких минут встречи с любимым я готова была  преодолеть многие километры опасных дорог.

 

Но по прибытии в Новороссийск меня ждало разочарование – всего сорок минут назад корабль с моим Васей ушел в рейд на Батуми… Но, наверное, мое самое заветное желание увидеть родного человека было услышано Всевышнем. Через время поступило сообщение, что Васина часть всего на несколько дней расквартировалась в Туапсе, и мы, жены сослуживцев, настояли на встрече с мужьями. Ехали целый день под проливным дождем в кузове грузовой машины, прикрывшись какими-то одеялами. Когда подъехали к зданию, где расположилась часть, на крыльце я сразу же узнала своего мужа.

 

«Кажется, наших здесь нет», – произнес он, в сумерках пытаясь рассмотреть  наши промокшие фигуры. «Нет, есть!» – восторженно вскрикнула я и сняла с головы покрывало. «Сашенька! Милая! Это ты?..» Вот такое чудо встречи мне было подарено судьбой в самый разгар войны… Затем снова была эвакуация. Нас решили отправить в Среднюю Азию. Однако туда мы (пять жен военнослужащих радиоотряда) не поехали, а остановились в Сухуми, работали на заводе по переработке овощей и фруктов.

 

Новое назначение

 

В этом абхазском городе Александра Бышенкова прожила полтора года. Здесь она поступила в Сухумский индустриальный техникум, который, к сожалению, закончить ей не пришлось. Осенью 1944 года ее мужа отправляют в Москву: в армии идет процесс сокращения политработников – и Василий Бышенков ждет нового назначения, надеясь попасть на Северный флот. В свои родные Серебряные пруды, в отчий дом, чтобы быть поближе  к мужу, перебирается и Александра.

 

– Как только Васе перепадала возможность отлучиться из Москвы, он сломя голову мчался за 160 км домой: хоть на часок-другой повидать самых дорогих на свете людей, – тепло и нежно спустя многие десятилетия говорит Александра Васильевна о незабываемых встречах с мужем.

 

…Стояла глубокая осень 1944 года, территория Украины была полностью  очищена от захватчиков, началась мирная жизнь. В столице подбирали кадры для работы в органах прокуратуры республики. В поле зрения высоких чиновников попала кандидатура Василия Ивановича Бышенкова, и ему предложили пройти обучение на полугодичных курсах прокурорских работников, после окончания которых направили в Харьков, а оттуда  – в Чугуев. Так Василий Иванович Бышенков вошел в историю нашего города как его первый послевоенный прокурор.

 

Чугуев, ставший родным

 

В Чугуев вновь назначенный прокурор прибыл, конечно же, со своей верной спутницей жизни Александрой Васильевной. По ее воспоминаниям, город они увидели почти полностью разрушенным и сожженным: везде высились груды руин, зияли дырами-окнами чудом уцелевшие дома, чернели обгоревшие деревья. Люди жили в землянках, дощаных бараках, постепенно восстанавливая свои дома.

 

Прокуратура сначала занимала две комнаты в небольшом здании на Манежной улице, а в третьей – поселились молодые супруги Бышенковы. Затем вместе с городским судом, нотариатом, отделом юстиции прокуратура размещалась в двухэтажном здании по улице Кожедуба, где ныне расположены молодежные службы. Там же жили и семьи сотрудников этих учреждений. Александра Васильевна вскоре закончила в Харькове двухгодичную юридическую школу и стала нотариусом Чугуевского района.

 

– Не сравнить, конечно же, условия, в которых нам приходилось работать в те далекие годы, с нынешними. Сами и печку топили, и снег чистили, и пол мыли. Все вручную писали! Старались помочь людям как могли: утрясали их проблемы с наследством, денежные вопросы, ведь понимали, сколько горя им довелось хлебнуть в годы войны. А Василий Иванович вообще не знал ни дня, ни ночи: бесконечные выезды на происшествия, бумажная работа. А как человек очень ответственный, он вникал в тонкости каждого дела, старался защитить пострадавших,  – рассказывает Александра Васильевна.

 

В Чугуеве, который пришелся по душе Бышенковым, они решили обосноваться навсегда. Здесь у них родилась дочь Светлана, по улице Харьковской они построили дом, сюда переманили многих родственников из Серебряных прудов, в том числе и родителей.

 

Специфика прокурорской работы не позволяла семье все время находиться на одном месте. Довелось жить и трудиться Бышенковым в Краснограде и Купянске. Но в 1963 году они возвращаются в ставший родным Чугуев: Василий Иванович – на должность заведующего юридической консультацией Чугуевского района, а Александра Васильевна – заведующей нотариальной конторой.

 

До сих пор старожилы с благодарностью вспоминают этих замечательных людей, заслуживших почет и уважение своим бескорыстным желанием помочь окружающим, высокими профессиональными знаниями и простым человеческим участием, мудрым и добрым советом. Вся стена в рабочем кабинете нотариуса была увешана десятками Похвальных грамот и благодарностей за добросовестный труд.

 

Цените каждое мгновенье!

 

Уже много лет Александра Васильевна Бышенкова на заслуженном отдыхе. 14 лет нет рядом с ней ее любимого Василия Ивановича, ветерана-фронтовика прославленного Черноморского флота, за свои боевые подвиги удостоенного ордена Отечественной войны и других боевых наград. Но с поразительной нежностью и, как мне показалось, неугасшим спустя многие десятилетия чувством безграничной любви не устает вспоминать моя собеседница о самом родном и близком человеке:

 

– Мы прожили с мужем долгую и счастливую жизнь. Между нами была такая любовь, такая крепкая настоящая дружба, которые редко можно встретить, особенно сегодня. Я уверена, что только благодаря этим чувствам мы смогли выстоять, выжить, не ожесточиться в адском пламени войны. До последнего дня, кроме как Сашенькой, Вася меня не называл. Я ценю каждый миг прожитой жизни, подарившей мне истинное счастье женщины, матери, бабушки.

 

На 90-летний юбилей к имениннице с самыми наилучшими пожеланиями и дорогими подарками съехались многочисленные родственники, даже из далекой Сибири приехали. И внимание всех без исключения (как, впрочем, и мое) привлек семейный фотоархив Бышенковых: в нем бережно и свято хранятся снимки разных периодов, самые ценные среди которых, безусловно, военных лет.

 

На них – и молодой бравый моряк с боевыми товарищами, и момент встречи молодых супругов во время короткого военного свидания…

Сегодня Александра Васильевна любима и уважаема в семье, окружена искренней заботой и вниманием родных людей. Она доброжелательна и открыта, ее щедрая душа наполнена самыми добрыми чувствами. Несмотря на почтенный возраст, женщина всегда живо интересуется событиями в стране и  родном Чугуеве, покупает газеты и журналы.

На мой вопрос о самом ярком событии в жизни, Александра Васильевна не раздумывая ответила, что таковым была Великая Отечественная война. Невзирая на весь ее трагизм и бесчеловечность.

 

– Это была страшная мясорубка, унесшая жизни миллионов, в том числе и моего любимого родного брата Николая, сгинувшего в боях на Курской дуге, перемолотившая и сломавшая человеческие судьбы. Такое не забывается…

 

В. ПИСАРЕНКО.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *