Полезные советы детям войны
В связи с обращениями депутата Чугуевского городского совета Харьковской области Петра Викторовича Трунова и депутата Харьковского областного совета Михаила Анатольевича Никитченко по поводу многочисленных решений Чугуевского городского суда Харьковской области об оставлении исковых заявлений лиц,имеющих статус детей войны,без рассмотрения из пропуск срока обращения в суд в порядке оказания методической помощи при подготовке исковых заявлений считаю необходимым сообщить следующее.
В связи с внесением Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей» изменений в Кодекс административного судопроизводства Украины, согласно части первой статьи 99 КАС административный иск может быть подан в пределах срока обращения в административный суд,установленного настоящим Кодексом или другими законами.
Частью второй этой статьи определено, что для обращения в административный суд за защитой прав, свобод и интересов лица устанавливается шестимесячный срок, который, если не установлено иное, исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав,свобод или интересов.Кроме того, законодателем изменен предписания относительно правовых последствий пропуска срока обращения в суд.Действующими положениями части первой статьи 100 КАС предусмотрено, что административный иск, поданный после окончания сроков, установленных законом, остается без рассмотрения, если суд по заявлению лица, его подало, не найдет оснований для возобновления срока, о чем выносится определение.
При решении вопроса об открытии производства по делу Чугуевский городской суд Харьковской области проверяет соблюдение срока обращения в суд. В случае пропуска этого срока и признании указанных лицом причин пропуска срока неуважительными суд оставляет административный иск без рассмотрения.
Анализ предоставленных на депутатских приемах копий исковых заявлений показал, что они, как правило, не содержат указания никаких уважительных причин для возобновления срока обращения в суд, что в свою очередь дает основания для оставления указанных исковых заявлений без рассмотрения.В связи с тем рекомендую учесть нижеследующем при подготовке исковых заявлений.
Обращения лица к 9 сентября 2010 в Чугуевский городской суд Харьковской области с исковым заявлением в пределах срока, определенного Гражданским процессуальным кодексом Украины,которая не была рассмотрена в связи с принятием Конституционным Судом Украины решения от 9 сентября 2010 № 19-рп/2010 по делу по конституционному представлению Верховного Суда Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений Закона Украины «О внесении изменений в некоторыезаконодательные акты Украины относительно подведомственностиправ,связанных с социальными выплатами ", является уважительной причиной пропуска срока обращения в административный суд,а поэтому в случае такого обращения советую включать доказательства обращения к материалам искового заявления и делать ссылки на такое доказательство при обосновании пропуска причин обращения в суд.
Кроме этого, причины уважительности пропуска обращения в суд рекомендую обосновать следующим.Управление Пенсионного фонда Украины в Чугуевском районе Харьковской области (далее - Ответчик) осуществляет начисление самостоятельно, а Вы не являетесь специалистом в области социальной защиты, не обязаны проводить проверку расчетов ответчика, который является органом,уполномоченным на выполнение функций государственного управления,и одной из обязанностей которого является правильность начисления Вам пенсии.
Также просите учесть, что переход на рассмотрение дел данной категории по нормам административного судопроизводства было осуществлено лишь после вынесения решения Конституционного Суда Украины от 9 сентября 2010, которое стало Вам известным лишь в сентябре этого года.До вынесения настоящего Решения и его публикации действовали нормы гражданско-процессуального законодательства и норма ст. 87 ГК Украины, согласно которой срок исковой давности относительно исковых требований данной категории составил 3 года.
Таким образом, действуя согласно действующему законодательству, Вы на период до сентября 2010 года могли рассчитывать на применение по отношению к Вам трехлетнего срока исковой давности до подачи иска, то есть за период с 2007 года.При этом Вы не могли предположить, что Ваше право на обращение в суд с заявленными исковыми требованиями будет так существенно ограничено по срокам государственными органами и Вас поставят в неравные условия с теми гражданами, которые обратились в суд раньше.
Кроме того, обязательно следует отметить личные уважительные причины пропуска срока (болезнь, длительная командировка, уход за больными родственниками, смерть близких родственников и т.д.).Если такие есть, они должны быть подтверждены справками, что обязательно прилагаются к исковому заявлению (с работы, из медицинского учреждения, прочее).Дополнительно можете отметить, что указанные обстоятельства могут быть подтверждены в судебном разбирательстве свидетелями и указать фамилию, имя, отчество и адрес проживания свидетелей.
Советую также указать, что согласно требованиям ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод личности, права и интересы которого нарушены, имеет право на судебную защиту.Право на суд, одним из аспектов которого является право доступа в суд - не является абсолютным и может подлежать ограничениям,но их применение должно сохранять пропорциональность между применяемыми средствами и постановлено целью (Решение Европейского суда по правам человека по делу «Воловик против Украины» заявление № 15123/03 от 6 декабря 2007).
Конституция Украины в ст. 46 гарантирует гражданам право на социальную защиту, включающий получение пенсии, других видов социальных выплат и пособий, являющиеся основным источником существования и должны обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума, установленного законом.
В ст.6 Закона Украины «О социальной защите детей войны» предусмотрено, что именно пенсия или выплаты, осуществляемые по выбору гражданина вместо пенсии ежемесячное пожизненное содержание или государственная социальная помощь, повышается на 30 процентов минимальной пенсии по возрасту.Обязанности относительно назначения перерасчета и выплаты пенсии по Закону Украины «О пенсионном обеспечении» является основной функцией органов Пенсионного фонда Украины, поэтому, несмотря на наличие прямой нормы Конституции Украины,которая гарантирует осуществление государственными органами положенных по закону Украины выплат сумм пенсии с учетом установленного повышения детям войны,и по предписаниям ст.8 Конституции Украины при рассмотрении дел по Закону Украины «О социальной защите детей войны», Вы имеете право просить восстановить срок обращения в суд.
Р. Лихачев,
член Харьковской
правозащитной группы.