45 лет тому назад 6 апреля 1966 года летчики 668-го авиационного полка бомбардировщиков 132-й бомбардировочной дивизии 24-й Воздушной армии, дислоцировавшейся тогда в немецком городке Финове (командир экипажа капитан Борис Капустин и штурман старший лейтенант Юрий Янов) получили приказ перегнать Як-28 на другой аэродром. Пролетая над Берлином, у машины резко отказали оба двигателя...
С УТРА стояла непогода — черные тучи затянули небо над аэродромом. Только в 15.00 летчикам дали приказ на вылет. Самолеты поднялись в небо, и пробив облачность, выровнялись и легли на курс. Вдруг самолет, пилотируемый Капустиным, резко начал терян, скорость. На магнитофонной ленте руководителя полетов осталась запись:
— 83-й, отойдите вправо,— приказал Капустин ведомому.
— Не вижу, где ты, — спросил через две секунды капитан Подберезкин.
— Лети дальше. Я возвращаюсь, — ответил Капустин.
Как оказалось, на его машине прекратили работу оба двигателя. Комиссия позже установит пом-паж двигателей.
Капустин не знал, что на все действия ему оставалось 30 секунд.
Поднятие английскими саперами останков самтета а) дна озера Штессензее.
Самолет тянуло вниз. Летчик попытался спланировать кругами. То резко бросая вниз, то поднимая машину, хотел запустить двигатели. Облачность стала редеть, и внизу проглядывался огромный город.
Времени на раздумья капитану не оставалось, и он начал отводить за город почти неуправляемый самолет. С аэродрома поступила команда катапультироваться. Высота терялась. Созрело решение направить машину на лес, который виднелся вдали.
Летчик прильнул к окуляру... Это был не лес, а кладбище. В воскресный день Пасхи западноберлинские жители отдавали почести умершим, поэтому там было многолюдно. Капустин понял: его самолет несется прямо на них. Командир сказал штурману: — Юра, тебе надо сейчас прыгать.
Штурман Янов понимал, что выстрел его катапульты даст снижение высоты и так неуправляемому самолету. Он ответил: — Борис Владиславович, я с вами.
Огромными усилиями летчик уводил за город неуправляемую машину от столкновения с многоэтажными зданиями. Вдали виднелись
проблески воды. Это было озеро Штессензее.
Туда и направил Капустин самолет. Но вдруг перед ними возникла дамба с шоссе, по которому проносились автомобили. С неимоверным усилием летчик потянул рычаги управления. Самолет, приподнявшись над дамбой, потерял скорость, перевалился через нее и резко, с большим наклоном, ушел в воду, под толстый слой ила.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.05. 1966 года за мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, капитан Борис Владиславович Капустин и старший лейтенант Юрий Николаевич Янов были посмертно награждены орденами Красного Знамени. Именем Бориса Капустина, похороненного в Ростове-на-Дону, названы улица города и школа № 51. Юрий Янов похоронен на Советские летчики Борис Капустин и Юрий Янов ценой собственных жизней спасли тысячи мирных жителей Берлина. :
... Анлинские саперы доставили к озеру кагора с кранами. Водолазы поднимали из ила самолет и, разрезая его по частям, перевозили на берег. Спасатели толью на вторые сутки достали тела героев, оставшихся за рычагами управления самолета.
8 апреля состоялась траурная церемония. Для передачи тел погибших воинов из Великобритании прибыл королевский оркестр. На похороны героев каждый город Германии прислал свою делегацию. Людей, желающих отдать последние почести русским париям, было столько, что несколько часов, пока на аэродроме готовились к отправке останков летчиков на родину, колонна граждан ГДР с венками и цветами двигалась непрерывно.
На родине, в Вязьме. В его честь на здании Вяземской средней школы № 1 установлена памятная доска.
Молодой поэт Роберт Рождественский в 1967 году написал стихотворение «Огромное небо», которое положил на музыку композитор Оскар Фсльцман. В 1968 году в рамках IX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Софии песня в исполнении Эдиты Пьехи получила несколько наград.
— Для нас, старшего поколения, баллада — напоминание о подвиге двух русских парней и вечный памятник героям, — говорит Татьяна Шкиря, администратор КЦ «Имидж». — Мне, участнице художественной самодеятельности, в начале 70-х прошлого столетия посчастливилось исполнить эту трогательную песню со сцены Башкировского Дома культуры. Признаюсь, когда пела, с трудом сдерживала слезы. А во второй половине 80-х, когда муж проходил службу в составе ЦГВГ, меня не покидало желание возложить цветы к месту падения советского самолета. Но сделать этого не смогла по той простой причине, что наши отважные летчики разбились на территории, принадлежащей Западному Берлину. Из-за берлинской стены, которая разделяла страну, не удалось поклониться и перед светлой памятью моего дяди, красноармейца Ивана Федоровича Колесниченко, который погиб 2 мая 1945 года. Его похоронили в братской могиле, чуть позже оказавшейся по другую сторону «железного занавеса». Но меня заверили немецкие друзья в том, что могила дедушки, как и другие захоронения наших погибших солдат, ухожены, и что на гранитных плитах всегда лежат цветы. Позже немецкая сторона отреставрировала братское кладбище, где похоронены 1200 советских солдат и офицеров и на это израсходовала 840 тысяч евро. В семье Шульц, с которой мы дружили, как и в других семьях, всегда помнили и о подвиге советских солдат в 1945-м, и о геройском поступке экипажа самолета Як-28.
Подготовил Сергей ГОЛОВИН