Чугуев
Чугуевский сайт » история Чугуева » Печенежский округ » выбирали «Печенежского Николаевского Священника
Информация к новости
  • Просмотров: 181
  • Автор: admin
  • Дата: 9-08-2011, 13:55
 (голосов: 0)
9-08-2011, 13:55

выбирали «Печенежского Николаевского Священника

Категория: история Чугуева » Печенежский округ

В 1724 году Консистория прислала архипастырское разрешение построить в местечке Печенегах новый Покровский храм. В деле 1739 года о посвящении диакона Иоанна в священника Покровской церкви, о чём просил отец его, Печенежский советник Jakov Denysiewicz, подписались: «города Печенег Священники Соборной Покровской церкви Мирон Лукьянов и Григорий Павлов.[1] Два священника Покровские подписались, как увидим, и под просьбою 1669 года. Принимая ещё во внимание древность Печенежской крепости, должны мы остаться с уверенностью, что первый Покровский Печенежский храм построен был около 1647 года. Покровский храм существовал в половине прошлого столетия, когда, по переписи 1761 и 1763 годов, один из хуторов, заведенных на Печенежской земле, принадлежал священнику его Андрею Грабовскому. Он существовал и до конца XVIII столетия. Метрики его за 1779 – 1801 годы хранятся в Консистории. Он закрыт около 1817 года.

            По делам 1726 года видим в Печенегах храм Святителя Николая и при этом храме школы. А в 1728 году Печенежские священники – Покровские Мирон Лукашев и Гавриил Павлов и Преображенский Семён Герасимов – выбирали «Печенежского Николаевского Священника Антона Юрьева» в поповского старосту для сбора церковных денег. В донесении Благочинного 1717 года Николаевская церковь называется уже окладной. И так несомненно, что Николаевский храм существовал в Печенегах ещё в XVII столетии. В 1750 году построен был новый Николаевский храм в Печенегах и для него выдан был антиминс Св. Иоасафом. В Консистории имеются метрики сего храма за 1779 – 1801 годы. В 1826 году он перенесён в Печенежский Бурлуцкий хутор, куда поступили и книги его: служебник, Московской печати 1705 года, евангелие Московской печати 1735 года, другое Московской печати 1748 года, минеи служебные, Московской печати 1750 года.

            В указе 1726 года читаем: «сего 726 года сентября 18 Его Преосвященству в донесении Изюмского полку городка Печенег сотника Феодосия Плотнорянова до ктиторов Петра, Иванова сына, Челомбитьки и Ивана Зайцова» написано, что 1706 года, по благословению Преосвященного Игнатия, Митрополита Белгородского, построена в Печенегах церковь во имя Преображения Господня и что она уже обветшала, почему просители и получили разрешение возобновить её. Но в 1728 году тем же просителям, по их просьбе, дозволено построить новый храм, так как прежний Преображенский храм, на посаде в Печенегах, очень обветшал. По этим бумагам видно, что а) Преображенский Печенежский храм стоял на посаде, а не в самой крепости Печенежской; б) храм, существовавший до 1728 года, построен был, по словам прихожан, в 1706 году, но если он крайне обветшал в 1726 году, то в 1706 году, конечно, он был только возобновлён и, следовательно, первый храм Преображенский построен был около 1660 года.

            В нынешнем Преображенском храме хранятся: а) два древние евангелия, одно из них печатанное в Москве при царе Петре 1703 года, в серебряном окладе: на верхней серебряной доске выбито Лазарево воскресенье, а по листам написано: «от книг города Печенеги Церкви Преображения Господня, данное иждивением Иакова да Вакулы, тщанием Иерея Григория савицкого». Другое евангелие печатанное в Москве 1735 года; б) минея служебная на сентябрь и октябрь месяцы 1704 года, с надписью: «от книг города Печенеги Церкви Преображения Господня настоятеля Иерея Григория Савицкого». То же на остальные 10 месяцев, Московской печати 1705 года и с тою же надписью; в) постный триодион в 2-х частях, Московской печати 1696 года; г) пролог на месяцы март, апрель и май, Московской печати 1702 года, с надписью: «города Печенеги Церкви Преображения Господня настоятеля Григория Савицкого, старанием и мирскими делами куплена». д) два служебника Черниговской печати 1747 года.

            В 1750 году выдан был антиминс, освящённый Свят. Иоасафом «в местечко Печенеги, в Храм Преображения Господня». В это время храм был перестроен и устроен с тремя главами и с четвероконечными на них крестами.

            С 1814 года усердие прихожан начало строить каменный храм и оконченный храм, освящён в 1816 году. Более других заботились о построении его священники Василий Погорелов, бывший и Благочинным, и Пётр Иваницкий и прихожане: Фёдор Кармилец и Гавриил Челомбитько. О возобновлении иконостаса старался унтер-офицер Алексей Петрович Челомбитько. На построение каменной колокольни Протоиерей Пётр Данилов пожертвовал 200 рублей серебром; им же внесены в храм серебряный крест в 35 рублей серебром, св. потир с прибором в 2 фунта 80¼ золотников, ценою 100 рублей, священническая риза и серебряная гробница.

            В нынешнем Петропавловском храме хранятся метрические книги с 1743 года и исповедные с 1763 года. В 1741 году, по просьбе Печенежского сотника Григория Данилевского, посвящён к сей церкви в священника Наум Саговский. В переписи 1717 года храм сей назван окладным. По делам Изюмского правления, в 1726 году видим Петропавловского Печенежского священника Тимофея поповским старостою,[2] а в 1729 году определение об удалении от места Петропавловского священника Даниила. При этих данных, принимая во внимание наименование храма, должны мы положить, что первый Петропавловский храм в Печенегах принадлежит времени Петра Великого.

            Ныне существующий каменный Петропавловский храм построен в 1803 году, усердием губернского секретаря Петра Каплуновского, и освящён Преосвященным Христофором Сулимой в 1806 году.

            В Петропавловском храме остаются от древних времён:

            а) Владимирская икона Божьей Матери в серебряно-позлащённой ризе: по местному убеждению она уже более 150 лет служит предметом благоговейного уважения в Петропавловском храме; б) Книги: три евангелия Московской печати; одно в 4-ю д. евангелие, благословением Иоасафа Патриарха 1668 года, с надписью: «року Божьего 7178 (1670) се аз раб Божий Иоанн Иванович с братьями своими Логгином и Данилом и Тимофеем и сёстрами своими Феодорою и Марьею, сию книгу отменили за здравие своё и отпущение грехов наших и надалисмо любовие ко Храму Покрова Пресвятой Богородицы в Печенежскую слободу на вечные часы, - при духовных наших будучих отцах Симеоне и Отце Иоанне и Степане Сотнике Щербиненко и Атамане Иване Величко»; другое евангелие, в 4-ю д Московской печати 1697 года; третье – 1735 года; триодион Пятидесятницы «тщанием Преподобного Петра Могилы Архимандрита Печерского, Воеводича земель Молдавских, киевской печати 1631 года» с предисловием к читателю, где объясняются слова: «учаще и наказующе самих себя, псалмы и имны и песнями духовными» и говорится о песнопевцах Триоди. Надпись по листам, отчасти сохранившаяся, говорит: «року тысяча шестьсот тридцать пятого… Корибута Вишневецкого местечка Горовиска за отпущение грехов, и за память родичев своих, надала её до церкви Успения Пресвятой Владычицы»… Очевидно, эта книга принесена в Печенеги из прежнего места жительства переселенцев.

            В 1832 году перенесён в слободу Юрченково Печенежский Троицкий храм, не известно когда построенный. Вместо того в 1837 году открыт, в каменном здании военного госпиталя, храм Святой Троицы.

            О печенежцах старых времён выписываем сведения Чугуевской переписки.

            1. Г. Алексею Михайловичу (Чугуевскому воеводе) Григорий Ромодановский.

            «В нынешнем 171 (1663) году августа 20 писал к нам из Обоянского Тихон Львов: августа 19 прибежал к нему из Сум Обоянин Тимофей Афанасьев, и сказал, что Татарове стоят от Сум в 10 верстах на Озерках и по Рыльской дороге, многих Русских торговых людей в полон поймали; а Хан Крымский перешёл по сю сторону Днепра. И тебе б, Господине, Печенежских Черкас полковые службы со всею службою и запасами выслать в Белгород».

            Подобным образом, в 1661 году, печенежские черкасы посланы были Чугуевским воеводой в Колонтаев для отражения татар, осаждавших Колонтаев, как это видно по отпискам Колонтаевского воеводы, видно, что печенежские черкасы вместе с чугуевцами входили в состав Белгородского полка.[3]



[1] В 1741 году, по просьбе прихожан Изюмской Вознесенской церкви, посвящён во священника Иван Сеховский, которого отец Андрей Сеховский «был Изюмского полку в местечке Печенегах Сотником и в 737 году умре». Так писал сын, и он же показывал: «Русской грамоты, чтению и письму обучен, он, Иван, в помянутом местечке разными дьяками, а иных никаких наук, а мастерства не учен».                                                             

[2] После отца Тимофея место его в 1748 году по ходатайству ректора и учителей Коллегиума, зачислено было за сыном его, учеником философии, Ильёю Петровским, с определением викария для исправления треб.

[3] Смотри о Колонтаеве.

Уважаемый гость Чугуева, Вы зашли на сайт как иногородний житель.
Мы советуем Вам стать активным жителем Чугуева либо войти на сайт как полноправный горожанин.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Мнение:
Введите код: *