Чугуев
Чугуевский сайт » история Чугуева » Чугуевский округ » Храм Николая Чудотворца за Чугуевкою.
Информация к новости
  • Просмотров: 81
  • Автор: admin
  • Дата: 9-08-2011, 13:41
 (голосов: 0)
9-08-2011, 13:41

Храм Николая Чудотворца за Чугуевкою.

Категория: история Чугуева » Чугуевский округ

Храм Николая Чудотворца за Чугуевкою.

 

            По Писцовой книге 1647 года второй Николаевский храм находился «за речкою Зачугуевкою, в Казачьей и Станицкой слободе»; в нём «придел Святыя Великомученицы Параскевы, нареченные Пятницы; рублена, а в церкви Божие милосердие, образы и книги и ризы – строенье попово и приходское». Более чем вероятно, что первоначальное построение сего храма принадлежало Черкассам, которые принимали на себя пред Царём построить и город на свой счёт. Этим объясняется, что храм сей и после  Черкасов остался на иждевении прихожан. В 1717 году храм сей сгорел и новый построен в следующем году.

            Ныне существующая Николаевская церковь – зданием каменная, построенная, как значится в описи, тщанием прихожан в 1803 году. Но здесь означено время оконченной постройки и освящения храма. Основан же храм, по сказанию достоверного предания, в 1785 году, постройка длилась до 1803 года то за смертью одного, то по несостоятельности двух других подрядчиков. Такою долговременностью благочестивое усердие прихожан было сильно охлаждено, и их малочисленность истощилась в средствах к построению недостроенной половины храма. К счастью вызвался и добровольно предложил обществу прихода своми услуги и пожертвования отставной майор Иерофей Афанасьев Веретенников. Приняв на себя звание Попечителя храма, он истощил на Богоугодное дело всё свое движимое и недвижимое имущество и, окончив, соделал своё имя незабвенным в памяти прихода, так, что если о ком, то о нём во первых служитель храма возносит молитвенный глас свой к Богу: «Создателей и благодетелей святого храма сего да помянет  Господь Бог во Царствии своём».

            В храме сем: а) два местные, в иконостасе, иконы Спасителя и Богоматери о бращали и ныне обращают на себя внимание всех посещавших храм высших лиц.

            Написанные в Греческом вкусе, по одному рисунку с местными Харьковского монастыря Покровской церкви, они имеют то особенное достоинство, что по золотому полю оных росписаны одежды лиц разными узорами с изумительным искусством. На поле светло-лазоревого цвета развивается раззолоченная цилировка, из грунта цельно и прочно произведенная, в самом изящном вкусе. Хотя они возобновлены при военно-рабочем батальоне в 1838 году, под непосредственным наблюдением Полковника Рубца, но при возобновлении характер древности средних веков и искусство новейших так дивно соединены, что не знаем, чему отдать преимущество, живописи ли в ликах, или цилировке, или раззолотке одежд – царских порфир, ярко блестящих на иконах, особенно Богоматери. При внимательном рассматривании Её иконы, невольно приходят на мысль слова Царственного Богоотца: «предста Царица одесную тебе в ризах позлащенных одеянна и преиспещренна». Блаженный Пастырь Архиепископ Милетий, при посещении своём этого храма в августе 1839 года, с особенным вниманием рассматривая благолепие означенных икон, произнёс: «я не видел нигде с подобным искусством написанных икон». Инспектор Резервной кавалерии Граф Никитин, бывши в сем храме мая 4 дня 1845 года и также обратив особенное внимание на главные две местные иконы, сказал: «у меня в инспекции 300 церквей, но ни в одной из них нет подобных икон».

            б) В 1849 году, по распоряжению начальства, возвращена Николаевскому Чугуевскому храму древняя принадлежность – «Зачугуевская» икона Святой Великомученицы Параскевы, нареченные Пятницы (под серебряною ризою в 6 фунтов 60 золотников). Выше было упомянуто, что в древнем Зачугуевском Николаевском храме был придел во имя Святой Параскевы, и, без сомнения, местный в иконостасе образ Святой Параскевы. Вероятно, когда в 1791 году возобновлена была Зачугуевская Успенская церковь, перенесена была икона сия в Успенский храм; по крайней мере известно, что эта Успенская церковь в народе называлась Пятницкою. По закрытии Успенской церкви в 1824 году, образ Святой Параскевы был перенесён с прочею святынею в Зачугуевский Николаевский храм (куда причислены и все поселяне, бывшие прихожанами Успенского), где и находился до 1829 года, а в сем году был взят, рукою произвола, в храм, к которому он не принадлежал. Августа 6-го 1849 года древняя святыня пренесена в своё древнее место. Древняя икона Святой Параскевы служит издавна предметом особенного благоговения не только для жителей города Чугуева, но и окрестных и дальних селений, из коих простонародие в многочисленности приходит в Чугуев ко дню «Десятой Пятницы» - по случаю ярмарки, чтобы вместе с тем с благоговейною верою помолиться пред сею иконою, которую почитают за «Чудовную».

            Образ Спасителя, благославляющего детей, равный по размерам с местными иконами, устроен и пожертвован по воле Инспектора Резервной кавалерии, графа Алексея Петровича Никитина.

            Образ Святого Алексея Митрополита, того же размера, пожертвован Начальником Округов, Полковником Рубцом; оба принесены в дар храму в 1848 году и придают ему много благолепия.

            Замечательные книги: 1) Учительное Евангелие или «собрание поучений на все Воскресные и Праздничные дни нарочитых святых Божьих Угодников всего лета благословением Святейших Патриархов, превеликого о Христе Господина Иоасафа Митрополита Манемвасийского Святой Иерусалимской церкви и повелением Господина Отца Иеремии Константинопольской церкви Восточной Кафолической составленное трудолюбием Иеромонаха Кирилла Транвильиона, проповедника слова Божьего, от создания мира 7128, а от Рождества Христова 1609 лета». Места напечатания не означено; формат книги в полулист. В приходскую церковь подано по завещанию благочестивого поселянина Ефима Заховаева 1840 года.

            Каждое поучение сей книги разделено на три части так, что каждая может составлять отдельно целое, различное по своей материи или частной теме; язык древний, славянский, с употреблением многих выражений польского, слог не довольно чистый, но витийственный, обильный – до плеоназма. Сочинитель глубоко проникнут духом истинной православной веры, резко укоряет латынян-папистов – как отступников Восточной Церкви, и, не знавши русских раскольников, предлагает весьма многое, что служит обличением расколу.

            2) «Евхологион, или Требник, имеяй в себе церковные последования Иером подобающая от Святых Апостолов прежде, потом от Святых Богоносных отец в различных временех преданная. Ныне же благословением имене в Богу – превелебнаго его М. Господина Отца Иоасафа Краковскаго Архимандрита Св. Великия Чудотворныя Лавры Киевския типом издадеся. В лето от Рождества Христова 1708 месяца июля 2 дня».

            Сей древний Требник, кроме молитвословий великого требника, ныне в церкви употребляемого, содержит ещё: чин освящения новых сосудов, священных и служебных, священничьих одежд, икон. Пред каждым таинством, равно пред чином приобщения больного, на исход души и погребение усопших, положено предисловие, в коем показывается сила, значение молитвословия, материя и форма таинства.

            3) Архиерейский Служебник, содержащий в себе вечерние молитвы, литургии Иоанна Златоустого и Василия Великого, а под конец – отпусты на праздники Владычные и Пресвятые Богородицы, и в память Святых Великих.

            Служебник сей – рукописный и писан с таким искусством и красотою крупных букв, что не всякий может отличить его от печатного. Начальные буквы, и в особенности наставления в чинодействии, изображены червлеными чернилами; формат в полулист; время написания не означено. Из чина Проскомидии, поминовения на великом входе и Диптиха явствует, что это есть памятник времён патриаршества в России; ибо а)  во всех возношениях вместо Синода написано Святейшего Патриарха Московского и Митрополита; б) в Литургии Златоустого на «изрядно» вставлены три листа, где в молитве: «Ещё приносим Ти», написано так: «О благочестивом Государе Нашем Царе и Великом Князе Петре Алексеевиче», а супруги нет; в Диптихе усопших написано: «Помяни Господи Благочестивых Царей и Великих Князей: Иоанна Васильевича, Фёдора Иоанновича, Михаила Фёдоровича, Алексея Михайловича, Фёдора Алексеевича, Иоанна Алексеевича». Рукописание сих вставочных листов уже гораздо проще в сравнении с прочим. Следовательно, служебник писан прежде Великого Государя Петра I-го.

            4) Общая Минея, Московской печати 1699 года; Апостол, Московской печати 1745 года; Минеи служебные, по три месяца в книге, Киевской печати 1750 года.

            5) «Беседы к глаголемому Старообрядцу», дар Архипастыря Мелетия Священнику, ныне Протоиерею, Григорию Дюкову, с собственноручною надписью Архипастыря.

            Кроме того, что эта книга есть драгоценный подарок бл. пастыря, украшавшего кафедру Харьковскую, и коего имя для всей паствы прибудет священным и незабвенным, с нею ещё соединена память важного обстоятельства для церкви.

            В первый год пребывания на паству архиепископа Мелетия, священник Дюков был командирован для получения святого мира. В это время были у архипастыря два главные начальника военного поселения: корпусной командир, генерал от кавалерии Никитин, и начальник штаба, генерал-майор Воин Дмитриевич Задонский, и рекомендовали его архипастырю. Потребовав его к себе лично тогда же, архиепископ, во-первых, изъявил своё удовольствие, что высшее начальство отзывается о нём с выгодной стороны и архипастырскую признательность за обращение нескольких лиц раскольников в православие; во-вторых, приказал обращать и последних в своём приходе ко святой Церкви мерами благоразумной кротости. В след за сим, потребовав указом Консистории именной список обращённым из раскола, коих оказалось тогда 17 лиц обоего пола, Архипастырь изволил ходатайствовать у Святейшего Синода о награде священника бархатной фиолетовой скуфьей, которой сей Всемилостивейше и награждён в 14 день мая 1837 года. В последствии времени, будучи неоднократно удостоен келейной беседы, Дюков имел случай и необходимость доложить, что приходские священники округа не имеют достаточного руководства к основательному состязанию с раскольниками, то есть книг противу их заблуждений, потому что прежние, на пр. «Увет Духовный», «Пращица», «Розыск» и другие, сделались очень редки; Архипастырь немедленно отнёсся в Святейший Синод и по распоряжению Синода было издано в свет образцовое в сем роде творение: «Беседа к глаголемому Старообрядцу»; первым из присланных экземпляров сей книги Архипастырь наградил того, от кого осведомился о недостатке подобного рода книг; в последствии времени «Беседы» разосланы, из канцелярии Архиерейского дома, во все приходские церкви Епархии, где есть раскольники, с присовокуплением «Розыска», «Православного исповедания веры» и «Наставления священнику относительно отпадших в Молоканскую секту».

            Великим благодеянием для храма Николаевского, как и для других храмов округов военных поселений, служит распоряжение инспектора резервной кавалерии, графа Алексея Петровича Никитина. По примерному своему усердию к вере и Святой Церкви, он учинил следующее распоряжение:

            Возобновлять в храмах ветхие и устроять новые иконостасы, и на сей конец засевать в каждом приходе пшеницу, и выручаемую за неё сумму употреблять на украшение храма.

            Завести в каждом приходе хор певчих от 15 до 20 человек из военно-поселянских детей (чего прежде никогда не бывало), кои бы знали петь всенощную, придворную обедню и т. п. необходимые виды церковного богослужения.

            При каждой волости округа завести пчельные пасеки и получаемую от приращения оных сумму причитать к церковному капиталу, из коего духовенство получает своё жалованье.

            Верный слуга царя и церкви вменил ещё в обязанность подчинённым ему начальникам, дабы военно-поселянские дети непременно знали молитву Господню, символ веры и другие краткие молитвы, а выше 10 лет – и заповеди Божии. Священники должны по спискам испытывать и поверять детей в знании – для доклада Инспектору в каждый его осмотр округов.

            В Писцовой книге 1647 года, относительно причта Зачугуевской Николаевской церкви, видно следующее: а) для священника назначено дворовое место; только сказано так: «двор вдовой попадьи Марины Анофриевой». Значит, во время разделения земли священник был в числе усопших. Мера двору вдоль 12, поперёк 11 саженей; б) пашенная и сенокосная земля назначена в таком виде:

 

                                                 Огор. земля                      Пашенная                            Сенок.

                                                      сажен.                               четв.                                    коп.

 

Священникам                    25 вдол.  20 поп.                 5 ближ.  20 дал.                           70.

Дьякону                              10    -        8    -                    5     -       20   -                              35.

Дьякам и по-

номарю по                            8    -        6    -                    2½   -       10   -                              35.

 

 

            А всего определено им распашной и дикой земли 125 четвертей, в поле «да в дву потому ж».

 

Уважаемый гость Чугуева, Вы зашли на сайт как иногородний житель.
Мы советуем Вам стать активным жителем Чугуева либо войти на сайт как полноправный горожанин.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Мнение:
Введите код: *