Чугуев
Чугуевский сайт » Новости Чугуева » сравнительная характеристика творчества художников на пленэре.
Информация к новости
  • Просмотров: 583
  • Автор: admin
  • Дата: 27-04-2011, 06:52
 (голосов: 0)
27-04-2011, 06:52

сравнительная характеристика творчества художников на пленэре.

Категория: Новости Чугуева

С места событий: сравнительная характеристика творчества художников на пленэре.

Начиная с 2000 года, ежегодно в городе Чугуеве, Харьковской области проводится Международный репинский пленэр. Его организатором выступил Чугуевский городской совет при поддержке Харьковской областной государственной администрации и Харьковской областной организации Национального союза художников Украины.
Живописная природа окрестностей Чугуева, родины великого художника И.Е. Репина и многовековая история города способствовали росту интереса к пленэру у художников и простых граждан. Всего за период с 2000 по 2009 год в Чугуеве побывало 66 художников. Многие из них неоднократно.
В этом году, в период с 14 июля по 3 августа, состоялся юбилейный, десятый пленэр, собравший десять лучших мастеров Украины и ближнего зарубежья.
Существует ошибочное мнение, что художнику, посвятившему своё творчество изображению природы, не обязательно хорошо рисовать и компоновать, чтобы стать хорошим пейзажистом, достаточно иметь колористический дар. Хорошо писать, тонко чувствовать краски природы – это много, но ещё не всё. Для того чтобы написать пейзаж – картину, нужно уметь свободно распоряжаться всеми компонентами пейзажа. Рисунок должен быть убедительным, цельным, и в то же время сделанным мастерски, легко.
Нет сомнений в том, что граждане нашего города особенно интересуются живописью, потому что они являются свидетелями, иногда даже участниками творческого процесса в роли натурщиков. Поэтому сегодня, основываясь на своём десятилетнем опыте общения с художниками, автор намеревается донести читателю не только тот дух творчества, которым пронизан каждый день работы художников на пленэре, но и ознакомить его с особенностями пленэрной живописи на наглядном примере.
Итоговые выставки каждого пленэра демонстрировали не только красоту местных пейзажей, но и характер, одухотворённость, особенность нашего города и живущих в нём людей. «Чугуев – это одно из мест силы, которых на нашей планете не так и много, к тому же не все из них активированы так, как наш город!» - Очень точно подметила в своей поздравительной речи на церемонии открытия юбилейного пленера Елена Чернышова, советник губернатора Харьковской области, врач, писатель, философ, и художник.
Очень важно отметить тот факт, что пленэрная живопись в наше время одна из наиболее популярных направлений в изобразительном искусстве.
Пленэр (от французского «открытый воздух») – стиль живописи, рождённый в конце ХІХ века благодаря развитию движения реалистов и импрессионистов во Франции. Импрессионизм (от французского - впечатление) – художественный метод, который основан на принципе непосредственной фиксации впечатлений, наблюдений. Основной стилевой принцип импрессионизма – это изображение не самого предмета, а впечатления от него.
Импрессионисты изменили традицию писать картины в мастерской и вышли на природу с целью изучения цветовых закономерностей различных её состояний. Пленэрная живопись является свободным, «незаконченным» стилем, который по сути своей является следствием работы в технике живописи «алла прима» (в переводе с латинского языка «на первый взгляд») и означает спонтанную живопись пастозной краской (плотным её слоем), с передачей образа природы на холст или загрунтованный картон в течение одного сеанса. Это очень подходящий способ работы на пленэре по причине быстрой перемены освещения и состояния природы. Краски в этой технике кладутся широкими щетинными кистями или мастихином (специальным шпателем). Нанесение красок в живописи «Алла прима» создаёт типичную рельефную структуру. Дали в этом случае прописываются с помощью растирки контуров с целью изображения расплывчатости дальних планов (воздушная перспектива).
Интересно и поучительно наблюдать за художниками в тот момент, когда они начинают писать. Это сложный, подчас мучительный процесс – выбор места, композиции, компоновка, первая прописка. Очень важно также грамотно подготовиться к этюду, взять с собой только всё самое необходимое, правильно одеться, учитывая индивидуальные особенности цветового восприятия. Некоторые мелочи, такие как цвет футболки или головного убора, могут влиять на цветовое решение композиции. Многие художники сознательно одевают на время этюдов на природе одежду нейтральных цветов (серых или цвета хаки), потому что яркие цвета при солнечном свете создают нежелательный рефлекс на творческой работе.
Практически все художники на пленэре, при общении с ними, акцентируют внимание на таком важном понятии, как жизнеутверждающие цвета. Например, староста творческой группы, заслуженный художник Украины Александр Николаевич Чередниченко, приехавший на пленэр из г. Сум, категорично утверждает, что «у художника большая ответственность за свои работы, потому что мрачными, агрессивными сочетаниями цветов можно подтолкнуть человека со слабой психикой к необдуманным поступкам. Поэтому каждый художник должен быть психологом и знать не только свойства цветов при их смешивании, но и их влияние на самочувствие человека». К слову, Александр Николаевич один из тех, кто сознательно носит во время пленэра жёлтую футболку, «майку лидера», как шутят его коллеги по кисти. За последние десять лет он поменял уже три таких футболки, но не признаётся, что это не случайно… «Это мой имидж!» - шутит художник, пряча улыбку в усы. Однако, зная особенности его живописи можно с уверенностью сказать, что староста группы с помощью своей «майки лидера» ограничивает яркость своей палитры.
Полезно сравнить этюды А.Н.Чередниченко с работами Виктора Владимировича Чурсина из Харькова, потому что в их работах можно найти сходство по технике исполнения и различия в видении природы и колористических решениях. А.Н. Чередниченко пользуется в основном широкой кистью, пишет на больших холстах крупными «массами», используя сложные цвета, пастозно и очень быстро. А вот В.В. Чурсин выглядит на фоне энергичного старосты очень спокойным, «медитативным», предпочитая среднего размера кисти и более детализируя передний план. Его манера исполнения отдалённо напоминает способ оптического смешения цветов (чистые цвета, например жёлтый и синий с целью изображения объёмной зелени листвы ложатся рядом, и при созерцании картины на определённом расстоянии смешиваются, создавая эффект мерцания пейзажа). Этим способом пользовались противники импрессионизма – пуантилисты, с одной лишь разницей – этот художник использует сложные цвета и смешивает краски в основном не на палитре, а на картинной плоскости.
Очень выделяется среди всех художница из города Донецка – Джарты Лариса Михайловна. Её яркая, пастозная живопись с почти чистыми цветами на наиболее освещённых участках пейзажной композиции свидетельствует о её волевом характере. В то время, когда все мужчины прячутся от солнцепёка в тени, иногда может быть в ущерб композиционному решению своих этюдов, она стойко работает на солнце в течение четырёх часов, выбирая наиболее яркое, оригинальное цветовое и композиционное решение своих работ. Многие из художников добавляют «изюминку» в свой этюд, Лариса Михайловна придерживается иной позиции: «природа диктует мне, как писать!» - говорит она, выдавливая пол - тюбика яркой краски на огромную, не такую как у всех палитру.
Стоит упомянуть тот факт, что многие любители живописи, посещающие каждый год итоговые выставки пленэра, отметили в этом году ощутимое изменение техники живописи Ларисы Михайловны. Возможно, и даже очевидно, что не проходит даром общение со многими художниками во время пленэров.
Нельзя обойти пристальным вниманием таких художников – графиков как маститый, пожилой ветеран войны Степан Илларионович Письменный из г. Харькова и относительно молодой (но уже полностью седой!) Сергей Вячеславович Коморный, наш земляк, хорошо нам знакомый по многочисленным выставкам в Чугуеве. С.В. Коморный участвует впервые в Репинском пленэре. Эти мастера являются представителями разных поколений художников – графиков. Оба художника предпочитают краскам цветные мелки – пастель. Техника рисунка пастелью является промежуточным звеном между графикой и живописью, и тут есть свои методы создания формы на двухмерной плоскости листа.
Степан Илларионович принадлежит к классической графической школе. Опытных представителей старой школы, как он, можно пересчитать по пальцам одной руки. В своих этюдах он использует различные графические средства, такие как соус, уголь, пастель, цветные карандаши, иногда гуашь, работая в смешанной технике. Предпочитает пользоваться материалами, закупленными ещё в «застойные годы», но не признаёт каких – либо «рамок» ни в средствах изображения, ни в творчестве.
Особый подход к технике пастели у С.В. Коморного. Он пользуется оригинальной техникой с массой своих выработанных приёмов (особенности композиционного решения, тонирования бумаги, штриховки). Достигнутый им эффект ряби в глазах от штриховки в шутку сравнивает с эффектом воспроизведения на плоском телевизоре «trinitron».
Серьёзно относится к поиску интересного места для этюда Марина Юрьевна Рожнятовская, художница из города Полтава. Она способна пройти большое расстояние вдоль реки с тяжёлым этюдником на плече и несколькими большими холстами в обеих руках, а потом, найдя оригинальное композиционное решение, вдохновенно и безустанно писать, рискуя получить солнечный удар. Её живопись отличается смелостью, уверенностью и пластичностью мазка, контрастностью и в то же время целостностью композиционных деталей. В её работах очень хорошо изображена воздушная перспектива.
Украшает творческую группу художников молодая супружеская пара из г. Чебоксары (Россия) Константин Викторович и Наталья Сергеевна Кокель. Они являются представителями целой династии художников, основателем которой является ученик И.Е. Репина Алексей Афанасьевич Кокель.
Живопись супругов во многом сходна, но по их работам можно с точностью определить автора. Наталья Сергеевна пишет мягко, аккуратно, можно сказать даже с каким – то внутренним трепетом. Это очень заметно для человека, хотя бы раз в жизни испытывавшего творческое вдохновение. Использует художница в композиции больше нюанс, чем контраст.
Работы Константина Викторовича отличается конструктивностью и динамичностью. Художник любит писать улицы нашего города, объясняя это тем, что в каждом регионе дома имеют свою особенность, и у него на родине улицы населённых пунктов выглядят иначе. Оба художника пишут на сравнительно небольших холстах.
За годы существования международного пленэра имени И.Е. Репина сложилась замечательная традиция открывать новые имена. В этом году посетил наш город «с рабочей поездкой» Кафарский Юрий Дамазиевич из живописного города Винница. Этот художник любит писать дали, попеременно используя большие холсты, и очень маленькие, для миниатюр. Он очень точно передаёт на холсте образ природы, состояние погоды и времени суток. Мазки на его этюдах не очень крупные, подробно прописывает передний план. Небо, в отличие от земли, пишет смело, пастозно, большими массами.
Стоит акцентировать внимание читателя на такой особенности работы на природе: быстро сохнет краска, поэтому все без исключения художники предпочитают работать маслом, пастелью или карандашами, отказываясь от акварели. Но начинающие художники, участники мастер – классов, организованных при пленэре, стараются выполнить эту непосильную задачу по той причине, что в художественных школах и на первом курсе университета отдаётся предпочтение живописи акварелью. Эта проблема, судя по всему, является для них необходимой ступенью в познании свойств художественных материалов и поучительным этапом в переходе к другим техникам живописи и новым материалам.
На протяжении десяти лет существования пленэра выросло целое поколение молодых художников, которые каждый год как губка впитывали опыт и знания своих старших коллег во время мастер – классов, и стали равноправными участниками сообщества художников.
У каждого опытного художника своя техника живописи, свой подход в преподавании. Многие из участников пленэра являются преподавателями в художественных училищах и ВУЗах. Но все они в один голос утверждают, что в реалистической живописи следует придерживаться «стержня» - нормального, традиционного письма.
Экспозиция итоговой выставки пленэра включала в себя более 70 живописных полотен и графических листов. Это лишь небольшая часть тех этюдов, которые были выполнены художниками на пленэре.
Во время одного из пленэров под впечатлением общения с художниками родилось стихотворение:

Пленэр
Любимцы и любители природы
Приехали в наш город на пленэр.
В приятном предвкушении работы
Своим задором подают пример!

Чугуев – мастерская для поэтов,
Художников и всех певцов красы.
Их знойное объединяет лето,
Здесь как минуты пролетят часы.

По вечерам, за чашечкою кофе
Вновь соберутся старые друзья.
Не важно, кто студент, а кто здесь профи,
Они – большая, дружная семья!

Набор кистей и мастихин готовы,
Холсты уже томятся у двери…
А завтра днём шедевр родится новый,
Ты отдыхай, художник, и твори!

Анатолий Казаков

Уважаемый гость Чугуева, Вы зашли на сайт как иногородний житель.
Мы советуем Вам стать активным жителем Чугуева либо войти на сайт как полноправный горожанин.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:*
Мнение:
Введите код: *