Еще одна декларация В этом году последние дни марта запомнятся украинцам, к сожалению, не хорошей погодой, а очередным скандалом. Ажиотаж в налоговых инспекциях, традиционный в последние дни сдачи отчетности, набрал в этом месяце небывалых масштабов по всей стране и стал самой горячей темой в интернете и в выпусках новостей. Волнения, происходящие сегодня в налоговых инспекциях, вызваны одной и той же причиной – новой формой налоговой декларации на доходы физлиц, которую было необходимо заполнить за январь и февраль 2011 года и представить в государственную налоговую инспекцию до 21 марта. Самые рекордные очереди наблюдались в Киеве, Одессе и Донецке. Обстановка накалялась с каждым днем – так как многие попросту не знали об этой новации.
Не остались в стороне от данной проблемы и чугуевские предприниматели, хотя по сравнению с другими городами, в нашем она не вызвала такого огромного резонанса. Подробнее об этом, а также о том, что такое декларация на налог с доходов физических лиц, наш корреспондент беседовала с заместителем начальника Чугуевской ОГНИ Павлом Ивановичем Гриценко.
– С 1 января 2011 года вступил в силу новый Налоговой кодекс Украины. В рамках его реализации были разработаны новые отчетные документы, в том числе предусмотрено введение декларации на налог с доходов физических лиц. Данную декларацию должны подавать все юридические и физические лица (как предприниматели, так и самозанятые лица: нотариусы, аудиторы, бухгалтеры), которые зарегистрированы как плательщики налогов. Эта декларация должна сдаваться в налоговую инспекцию ежемесячно до 20 числа следующего за отчетным месяцем. Но в связи с тем, что форма отчетности была принята позже, чем начался год, получилось так, что субъекты хозяйствования не смогли сдать отчетность за январь до 20 февраля, и поэтому вынуждены были сдавать сразу две декларации за январь и февраль 2011 года до 21 марта. На сегодняшний день на учете в Чугуевской ОГНИ состоят 4550 плательщиков физических лиц и 1071 плательщик – юридическое лицо, т.е. всего в этом месяце мы должны принять и обработать 11242 декларации (за два прошедших месяца). Для того чтобы принять как можно большее количество горожан, желающих сдать отчеты, а также во избежание очередей, в нашей налоговой инспекции была создана рабочая группа, состоящая из пятнадцати специалистов, которая отвечала за прием и обработку отчетов. Конечно же, совсем избежать очередей при большом наплыве людей нам не удалось, но благодаря тому что в инспекции было организовано пять дополнительных мест для приема отчетов, работал отдел массово-разъяснительной работы, предоставляющий любую консультативную помощь, были вывешены образцы заполнения декларации, мы смогли организовать и провести работу по приему отчетности без каких либо эксцессов. Начиная с 16 марта, наши специалисты работали с 7.30 до 21.00, без перерыва на обед, включая все субботы и воскресенья. По состоянию на утро 21 марта мы приняли и обработали 5400 деклараций от физических лиц и 1200 деклараций от юридических лиц, что составляет всего лишь 59% от общего числа. Свою отрицательную роль сыграло то, что многие горожане, ведущие предпринимательскую деятельность и знающие о том, что принят новый Налоговый кодекс, не удосужились найти время, чтобы его изучить и поэтому, как говорится, оказались совершенно не в теме. Хотелось бы напомнить чугуевцам, что за несдачу декларации на налог с доходов физических лиц они будут вынуждены заплатить штраф в размере 170 гривен.
– Павел Иванович, правильно ли я поняла, что это новая форма отчетности?
– Да, совершенно верно. Данный вид декларации ранее не был предусмотрен. Он появился в связи с тем, что согласно Налоговому кодексу, подоходный налог был введен в разряд общегосударственных налогов и сборов. После уплаты этот налог по-прежнему остается в местном бюджете, но государство взяло на себя функцию контролировать его начисление и уплату. В прошлые годы один раз в квартал сдавался похожий отчет – по форме 1-ДФ. К слову, несмотря на введение декларации на налог с доходов физических лиц, эту форму отчета никто не отменял, его также необходимо сдавать. Разница в этих отчетах заключается в том, что в налоговой декларации указываются сводные цифры – это сумма доходов, которая начислена, сумма подоходного налога, которая начислена, сумма доходов, которая выплачена, и сумма подоходного налога, которая перечислена в бюджет. А поскольку эти цифры не всегда могут совпадать, государство хотело бы видеть задолженность предприятий по уплате налога с доходов физических лиц. С этой целью и была введена новая форма декларации. А 1-ДФ раскрывает начисление и уплату налога с дохода физических лиц индивидуально по каждому работнику предприятия. Все субъекты предпринимательской деятельности независимо от способа налогообложения, включая плательщиков единого и фиксированного налогов, а также тех, кто временно приостановил свою деятельность, в обязательном порядке должны сдавать данную декларацию.
– А если предприниматель не начислял доходов?
– В случае отсутствия начисления доходов декларация подается без отражения показателей. Как говорят «с прочерками».
– Есть ли какие-то особенности заполнения декларации для физических и юридических лиц?
– Никаких особенности нет. Форма декларации едина как для физических, так и для юридических лиц. Единственное отличие в том, что в отчете есть графа, где юридическое лицо указывает свой регистрационный код, а плательщик, физическое лицо, свой индивидуальный код. И то, что как правило, практически у всех юридических лиц есть наемные работники.
– Можно ли данный вид отчетности сдавать в электронном виде?
– Безусловно. Более того, мы приветствуем и просим субъектов хозяйствования сдавать отчеты в электронном виде. Для этого предпринимателю необходимо заключить с нами соответствующий договор. Покупаются электронные ключи и электронная подпись, после чего он через Интернет может сдавать отчеты, для этого ему не нужно ни покупать бланк, ни стоять в очереди. Есть еще один вариант – сдача отчета по почте. Предприниматель приходит на почту и заказным письмом отправляет нам свой отчет. Причем если раньше ответственность за несвоевременный приход отчетности нес предприниматель, то теперь за это отвечает почта. Главное для предпринимателя – в нужные сроки принести письмо в почтовое отделение.
– Многих предпринимателей волнует вопрос, будет ли в дальнейшем каким-либо образом видоизменяться данный вид отчета?
– Сказать что-либо определенное на этот счет в данный момент я не могу. Хотя в тех же СМИ говорят о том, что возможно, данная отчетность станет квартальной, так как и 1-ДФ. Официально на данный момент нам никаких распоряжений не поступало, мы работаем в том режиме, который нам определила ГНА Украины. Пользуясь случаем, хочу призвать чугуевцев, ведущих предпринимательскую деятельность, не забывать о необходимости сдачи данного отчета, со всеми вопросами и возникающими проблемами обращаться к нам в инспекцию. Мы поможем и ответим на любые вопросы.