Механизм предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг при наличии средств учета с учетом экономного потребления газа, воды, электроэнергии
Механизм предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, объем расходования которых измеряется средствами учета, предусматривает следующее:
1. ПРАВО на назначение субсидии определяется исходя из стоимости услуг в пределах норм потребления (независимо от того, сколько граждане фактически потребляли в предыдущем периоде). А размер субсидии рассчитывается исходя из объемов фактического потребления услуг в предыдущем периоде, но не более установленных норм. Такой механизм предоставления субсидий разработан с целью эффективного использования средств государственного бюджета, выделяемых для предоставления субсидий населению.
2. Размер платы граждан за условия назначения жилищной субсидии не зависит от стоимости услуг, взятой для расчета субсидии, а определяется в зависимости от доходов (15 или 10 процентов их среднемесячного дохода). В сообщении о назначении субсидии отмечается обязательная доля платы семьи в пределах норм потребления, которую получатель субсидии должен платить ежемесячно. В случае, когда стоимость фактически потребленной услуги меньше чем обязательная доля расходов на оплату этой услуги, получатели субсидий платят ее фактическую стоимость.
3. Если семья экономно потребляла газ, воду, электроэнергию в период получения субсидии.
при назначении субсидии на следующий срок размер ее расходов уменьшается на 2 процента за каждые 10 процентов экономии. Так, за 10 процентов экономии услуг обязательный платеж граждан сокращается с 15 до 13 процентов совокупного дохода, по 20 процентов экономии доля платы гражданина снижается с 15 до 11 процентов дохода. То есть, экономя энергоресурсы, получатели субсидий имеют возможность уменьшить расходы на оплату жилья до 9 процентов, а семьи с пенсионеров и других нетрудоспособных граждан, а также семьи, в состав которых входят несовершеннолетние дети, инвалиды 1 и 2 группы - до 4 процентов своего среднемесячного совокупного дохода.
4. Субсидии для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг предоставляются в безналичном виде, то есть суммы назначенных субсидий перечисляются на счета получателей субсидий в организациях, оказывающих услуги; их размер меняется в зависимости от фактического потребления услуг.
5. При назначении субсидии определяется ее ориентировочный размер. Окончательный размер рассчитывается после окончания срока действия субсидии и получения сведений от организации, которая предоставляет услуги, о фактические объемы их потребления.
В случае, когда по окончании срока получения субсидии, указанные услуги использованы на сумму, меньшую суммы назначенной субсидии и обязательной доли платы, в пределах норм потребления, неиспользованные денежные средства возвращаются организациями, предоставляющими услуги, на счет управление труда и социальной защиты населения. В случае, когда по окончании срока получения субсидии, указанные услуги использованы на сумму, большую суммы назначенной субсидии и обязательной доли платы, управления труда и социальной защиты населения досчитывает необходимую сумму средств на счета граждан в организации, предоставляющие услуги, но не более установленных норм.
Такой механизм выгоден как семье, так и государству:
- экономить энергоресурсы;
- уменьшается объем бюджетных средств для предоставления субсидий;
- семья уменьшает свои затраты на оплату газа.
Александр ЛИСЯНСКИЙ, начальник управления труда и социальной защиты населения